5 января 1921 года административным центром Вотской автономной области утвержден Глазов. Именно этот город на севере Удмуртии принял на себя ответственность первых шагов в самый сложный период становления области.
Почему центром ВАО первоначально утвердили Глазов? Во-первых, Удмуртия создавалась из земель, созданных преимущественно удмуртами, в 4-х бывших уездах Вятской губернии. Это Глазовский, Сарапульский, часть Малмыжского и Елабужского уездов. Наибольшая концентрация удмуртов была в Глазовском уезде. Во-вторых, Глазов находился на Транссибе. Это выгодно отличало его от других городов и поселений, которые находились вдали от крупного коммуникационного вектора развития страны. Это делало Глазов перспективным
В непростые 20-е годы регион помимо участия в военных действиях и политических волнений переживал последствия засухи, лесных пожаров, недорода хлебов. Царили голод и тифозная эпидемия.

В фондах Глазовского краеведческого музея обнаружены личные документы и воспоминания очевидцев строительства автономной области. Так, чекист Д. А. Глазов, вспоминая события далеких лет, эмоционально ярко описывает «столичный» город в январе 1921 года, называя его болотом «мещан, спекулянтов и ворчащей, сплетничающей и мудрствующей публики», а также отмечает, что «зима тогда была малоснежная, но морозная. Мороз в Глазове являлся большим помощником и верным союзником благоустройства. Без него по городу ни пешком, ни на лошади не проберешься», потому что грязь, непролазная болотная трясина осенью, весной и в дождливую погоду делали улицы непроходимыми. А тротуары или временные мостки до революции настилали лишь около земских учреждений, купеческих лавок и домов состоятельных граждан. Теперь же никто не занимался благоустройством города, не хватало «ни силенок, ни людей, ни тесу, ни гвоздей».
И все же к празднованию образования Вотской автономной области (27 февраля 1921 г.) город постарались украсить. В советских и партийных учреждениях предлагалось развесить венки из еловых веток, транспаранты с лозунгами «Труд – основа счастья народа», «Просвещением народа победим мрак жизни».
В этот день предполагалось устраивать митинги, спектакли и концерты во всех уездных центрах области. В Глазове планировалось в 10 часов утра организовать митинг-парад, манифестацию и шествие к братским могилам жертв Гражданской войны. Днем с 13 часов в Красном клубе (в здании современного второго корпуса Глазовского государственного педагогического института) устраивались бесплатные кинематографические сеансы. Вечером с 19 часов в том же клубе намечалось торжественное заседание представителей пролетарских учреждений и организаций.
Достижением автономии можно счесть решение ревкома освободить из областных тюрем некоторые категории заключенных. Для этого предполагалось телеграфом ходатайствовать перед Совнаркомом РСФСР об амнистии за мелкие проступки, кумышковарение, пьянство, мелкие кражи, невыполнение трудовой повинности и дезертиров трудповинности.

Объявлялась также акция «неделя явки с повинной» по отношению к военным дезертирам. Освобождались арестованные по статье «мелкие дела контрреволюционного характера». Снимались все «административные взыскания, налагаемые гражданскими учреждениями уисполкома». Как считают историки, подобная демонстрация доброй воли госаппарата была совершенно необходима, потому что уставший от социально-экономического давления народ разочаровывался в советской власти.
Значительным событием стало проведение 27 февраля – 1 марта I-й областной конференции Российской коммунистической партии. В мае организована I-я областная конференция Коммунистического союза молодежи, поставившая главной задачей ликвидацию неграмотности.

В таком режиме Глазов прожил пять месяцев. А 10 июня 1921 года вышло Постановление Всероссийского Центрального исполнительного комитета о переводе административного центра автономии в Ижевск.
Глазов не смог стать центром автономии. Потому что какое государство строилось? Пролетарское. В Глазове был пролетариат, но очень мало. Это старинный уездный город, там была мелкая и средняя промышленность. Он отчасти как Сарапул – купеческий, торговый городок. Государству нужно было искать то место, где наивысшая концентрация пролетариата. Где? Конечно же, в поселке Ижевского завода, который уже и до революции был по своим масштабам значительнее губернского центра – Вятки. Если в Ижевске свыше 60 тысяч человек проживало, то в Вятке, чуть больше 30. Поэтому, думаю и было принято такое решение
Как отмечал председатель ревкома, «находясь в Глазове, этом мещанском городе с горсточкой революционных товарищей, мы не могли руководить работой на местах, в настоящее же время это мы можем исполнить».
Всю областную административно-хозяйственную, культурную и политическую канцелярию поместили в полтора десятка железнодорожных вагонов и отправили специальным составом через Пермь – Свердловск – Сарапул – Агрыз – Ижевск.
Как впоследствии вспоминали старожилы, «это был громадный круг по глухим Предуральским, Уральским, Камским просторам, покрытых лесами. А по лесам Удмуртии и по Уралу еще скрывались разбитые банды Колчака, разные дезертиры Красной Армии. Они поджигали леса, устраивали пожары около линии железной дороги с тем, чтобы уничтожать заготовку дров, складов, лесопилок. ˂…˃ Ехали медленно и бдительно».
Хотите знать больше, оставайтесь с проектом #Про100летУдмуртии