Евгений Драгунов – конструктор оружия уникального таланта. Мало кто из этой области может похвастаться тем, что одинаково хорошо придумывал и боевые, и спортивные стрелковые ружья. А его снайперская винтовка Драгунова (СВД) и вовсе станет эталонной. Неизвестно, получил бы Евгений Федорович больше славы, если бы в свое время в Ижевск для производства АК-47 не приехал Михаил Калашников. Но слава эта ему была и не нужна. Драгунов просто занимался любимым делом и работал на благо Родины.
Евгений Драгунов родился 20 февраля 1920 года в Ижевске. Его семья состояла из потомственных оружейников. Ими были и отец, и дед. Последний работал на Ижевском оружейном заводе. Школьником Драгунов закончил «семилетку» и увлекся спортивной стрельбой.

В 1934 году в возрасте 14 лет Евгений Драгунов получил знак «Ворошиловский стрелок» 2-й степени, а также поступил в Индустриальный техникум Ижевска. По его окончании, будущий конструктор оружия трудоустроился в 1938 году на Ижевский машиностроительный завод.
Карьерный путь молодого специалиста начался в ложевом цехе, где изготавливали приклады для ружей. В нем Драгунов оказался первым, кто имел техническое образование. Одним из первых его заданий стало конструирование кронштейна под оптический прицел для снайперской винтовки. Выполненная работа позволила заряжать это оружие не одним патроном, как раньше, а сразу пятью.

В январе 1946 года Евгений Драгунов вернулся на «Ижмаш» и стал работать на должности техника-исследователя. Затем его назначили инженером-конструктором в отделе главного конструктора, а еще позже – ведущим инженером. В общей сложности конструктор оружия отработал на заводе около сорока лет.

Примерно тогда же Евгений Драгунов начал много работать над высокоточными винтовками. Увлечение спортивной стрельбой и армейский опыт помогли ему разработать не одну спортивную винтовку. Большинство советских спортсменов выигрывали соревнования и устанавливали мировые рекорды именно с оружием, которое придумал Драгунов.

В Туле пытались делать оружие для биатлонистов, но их мастера не справились с подвеской. Это специальное приспособление, с которым винтовка располагается за спиной лыжника вертикально и не создает ему неудобств при беге, не колотит по голове при каждом толчке. У отца же в конструкторском бюро работал инженер, увлекающийся лыжным спортом. И он все образцы испытывал на себе – надевал винтовку за спину и имитировал движения биатлониста
Однако главную конструкторскую победу Евгению Драгунову принесло не спортивное оружие. В середине 1950-х годов в СССР необходимо было создать новую самозарядную снайперскую винтовку. До этого снайперское оружие не выпускали специально. Брали партию обычных винтовок – например, «трехлинеек» Мосина. Их проверяли на кучность, выбирали лучшие и ставили на них оптические прицелы. Такой отбор обычно проходила одна «трехлинейка» из двадцати. Советские власти поставили перед конструкторами задачу: придумать винтовку, которой бы не требовался отбор.
Абсолютно все образцы должны были отвечать высоким требованиям по кучности стрельбы. Кроме того, винтовка должна быть самозарядной, чтобы снайпер мог стрелять, пока у него есть патроны, не отвлекаясь на перезарядку

В 1958 году конструктор оружия из Ижевска включился в конкурс по созданию самозарядной снайперской винтовки и приступил к работе над ней. Его конкурентами были два именитых оружейника – Сергей Симонов и Александр Константинов. 2 июля 1963 года, спустя пять лет поисков и превосходства над трудами других конструкторов, на вооружение приняли 7,62-мм снайперскую винтовку Драгунова (СВД).

Главной проблемой всех винтовок было то, что после нескольких выстрелов ствол нагревался и деформировался – это сказывалось на кучности стрельбы. Евгений Драгунов сделал конструкцию цевья из дерева. Такая находка защищала руку стрелка от разогретого ствола, что обеспечивало стабильность стрельбы.
СВД выпускается до сих пор и остается одной из лучших в своем сегменте. Винтовка состоит на вооружении не только в армии России, но и в других странах – в Чехии, Турции, Венесуэле, Молдавии, Чехия и т. д. На базе этого оружия выпустили ряд модификаций: винтовку СВД-С с укороченным стволом и складным прикладом, гражданские охотничьи карабины «Медведь» и «Тигр».


За 40 лет трудовой деятельности Евгений Драгунов лично и в роли консультанта участвовал в разработке и создании конструкций около 50 образцов стрелкового, спортивного и охотничьего оружия. 39 из них выпускались серийно, в том числе и на сегодняшний день. Также на счету конструктора оружия семь авторских свидетельств на различные изобретения.

Евгений Драгунов – отец четверых детей. Сыновья Михаил и Алексей продолжили династию оружейников. Два внука Евгения Драгунова – Евгений и Алексей, тоже пошли по стопам деда.

В 1991 году в эпоху разгула преступности МВД нужно было вооружать чем-то мощнее пистолетов Макарова. Михаил и Алексей Драгуновы и Виктор – сын Михаила Калашникова, усовершенствовали невыпускавшийся прототип пистолета-пулемета ПП-71 и создали ПП-91 «Кедр» («Конструкция Евгения Драгунова»). С 1993 года пистолет-пулемет «Кедр» выпускается в Златоусте. Он и сейчас состоит на вооружении и успешно эксплуатируется практически всеми силовыми структурами России – от полиции до службы охраны президента страны. Также на базе ПП-91 «Кедр» производится ряд моделей гражданского и служебного оружия, в том числе состоящий с 1994 года на вооружении МВД пистолет-пулемет «Клин».

В 1997 году в честь Евгения Драгунова улицу 30 лет Октября в Ижевске переименовали в улицу Оружейника Драгунова. А в 2014 году Ижевскому индустриальному техникуму присвоили имя великого конструктора оружия.

Хотите знать больше? Оставайтесь с проектом #Про100летУдмуртии!