25 марта 1961 года на орбиту Земли был выведен космический корабль «Восток 3КА-2». На борту находились манекен Иван Иванович и собака-космонавт по кличке Звездочка. Полет, в который они отправились, стал завершающей проверкой советского космического корабля перед запуском человека в космос. Приземление участников полета ожидалось неподалеку от границы с Удмуртией.
Космическое путешествие Звездочки прошло успешно: через два часа полета корабль был сведен с орбиты, и во время спуска от него катапультировалось кресло будущего космонавта с манекеном. Контейнер с собакой находился в спускаемом аппарате, который также благополучно приземлился в заданном районе, неподалеку от села Фоки Чайковского района Пермского края.
На поиски была направлена специально обученная группа, но из-за погодных условий сразу же приступить к работе не получилось.
За помощью обратились в Ижевский аэропорт. Все происходило в обстановке особой секретности.
Отдельной авиаэскадрильей № 61 Ижевского аэропорта в те годы командовал Лев Карлович Оккельман. Вот как он описывал события 15 марта 1961 года:
С утра была нелетная погода. Низкая облачность, туман. Начальник аэропорта пригласил меня к себе в кабинет и там представил командиру поисково-спасательного отряда. Еще там были врач и кто-то из конструкторов. Мне объяснили, что в 10 утра произойдет старт ракеты, которая совершит виток вокруг Земли и приземлится в заданном районе. Отряд должен встретить «шарик», но в такую погоду ни самолет, ни вертолет лететь не могут. Я ответил, что приказать лететь своим пилотам я не могу, – это было бы нарушением должностной инструкции. Но сам лететь готов, уверен, что справлюсь. У меня одного был допуск летать в любых погодных условиях, днем и ночью, заходить на посадку по приборам и выбирать место посадки с воздуха
Так и полетели: самолет Ил-14 со спасателями и летающей поисковой лабораторией на борту над облаками, а Лев Оккельман с двумя сотрудниками КГБ на ЯК-12 – на минимальной высоте. Курсировали между Сарапулом и Чайковским. Коллеги-пилоты ижевского летчика наводили по приборам, и вскоре он увидел раскрытый парашют и элементы космического корабля.
Внутри объекта летчик обнаружил контейнер с собачкой и передал сообщение об увиденном на Ил-14. На время, пока спасательный отряд готовил эвакуацию, Лев Карлович оставался со Звездочкой.
Уже темнело, дул сильный ветер. Поэтому выброску десанта отложили до утра. Снова приземлился к аппарату. Собачка совсем освоилась, ласковая такая. Но я понял, что она хочет пить. Еда-то у нее была, тубы там какие-то, а вот воды не было. Тогда я зачерпнул пригоршню снега и поднес ей, – она весь снег слизала. Ей там, в шарике, было удобно. Мы с ней всю ночь общались…

У меня мама начальником метеостанции в аэропорту работала, и мы частенько там были, в старом аэропорту. Деревянное здание еще было. Там и узнали все. Папа прилетел, Звездочку привез с собой под курткой. В аэропорту отпустили ее, она бегала, угостили колбасой
Позже стало известно, что Лев Оккельман в тот день совершил настоящий подвиг, ведь затянувшиеся поиски корабля могли привезти к трагедии. Спускаемый аппарат был заминирован, и в случае нештатной ситуации корабль должен был самоуничтожиться.
25 марта 2006 года в Ижевске открыли памятник собаке-космонавту. Место выбрали не случайно – именно здесь, на ул. Молодежной, в 1960-е годы проходила взлетная полоса старого аэродрома. Автор памятника – скульптор Павел Медведев, а идея его создания принадлежит ижевскому тележурналисту, кандидату физико-математических наук Сергею Пахомову.
Хотите знать больше? Оставайтесь с проектом «#Про100летУдмуртии» .