Информационное агентство «Удмуртия» и Комитет по делам архивов при правительстве Удмуртской Республики продолжают в рамках совместного спецпроекта «Столетние новости» рассказывать о жизни на территории республики через публикации газет 1917 года.
С отсканированными копиями газет, из которых взяты заметки и объявления для нашего спецпроекта, вы можете ознакомиться на сайте Комитета по делам архивов республики.

То, что принято называть Февральской революцией, достигло своей кульминации 27 февраля 1917 года. К народу присоединились военные, забастовки и беспорядки переросли в вооруженное восстание. В ночь на 28 февраля Временный комитет Государственной Думы объявил о том, что берет власть в свои руки ввиду прекращения деятельности царского правительства.
В городах нынешней Удмуртии об этих событиях узнали через сутки, получив телеграфное сообщение. Эту революцию потом некоторые будут в шутку так и называть – «телеграфной», поскольку и узнавали о ней в провинции через этот вид связи, и таким же образом выказывали горячую поддержку новой власти.
Эта новость везде вызвала поначалу настороженность и недоверие, а потом - воодушевление, связанное, как всегда, с надеждами на новую власть.
«Сегодня вечером редакциями газет получена и распространяется по городу агентская телеграмма об образовании в Петрограде Временного правительства из членов государственной думы», - писал 1 марта сарапульский исправник (начальник полиции) вятскому губернатору.
В тот день представители общественности начали вести переговоры с замещающим место городского головы П. Л. Смагиным по выработке совместной программы действий. На следующий вечер назначили «соединенное заседание» Городской Думы.
В Ижевском заводе этому известию предшествовала длительная забастовка рабочих, из-за которой даже полностью останавливалось предприятие. Поэтому решено было пока не давать новости ход, но слухи, как всегда, бежали впереди всех. 2 марта жители Ижевского завода уже обо всем узнали.
Жителям Сарапула о событиях в Петрограде сообщила 2 марта газета «Прикамская жизнь». Причем сделала это довольно скромно лишь на второй полосе, и поместив только текст телеграммы исполнительного комитета Государственной Думы о том, что он «нашел вынужденным взять в свои руки восстановление государственного и общественного порядка».
Передовица, как обычно, осталась за рекламой. И ничего большего по этой теме в номере не было: как и прежде, основную часть занимали вести с фронтов Первой мировой и события международной жизни. Остальное - «Местная жизнь», причем Сарапулу там было посвящено всего пара материалов, остальное - события в других городах России, тоже с революцией напрямую не связанные.
3 марта к освещению событий подключилась и «Кама», публикуя разного рода революционные постановления и воззвания под общим заголовком «Государственный переворот». В тот же день об этих событиях официально сообщила и газета «Ижевские телеграммы».
Утром 2 марта в Сарапульской земской управе состоялось заседание служащих земств. Его участники вынесли следующее постановление:
Около девяти часов вечера того же дня состоялось экстренное заседание Городской Думы Сарапула, с большим кругом приглашенных.
Присутствовали: начальник Сарапульского гарнизона генерал Самарянов, уездный исправник Люминарский и его помощник Якимов, жандармский ротмистр Добромыслов, железнодорожный жандармский ротмистр Ильченко, управляющий отделением Государственного банка Щеглов, председатель окружного суда Урюпин, председатель уездного съезда Ложкин, председатель земской управы Попов, представитель акцизного ведомства Гаврилов, начальник 4-го железнодорожного участка Козлов, представители земских служащих, врачей, адвокатуры, рабочих кожевенных заводов, а также Сарапульский волостной старшина, Слободской сельский староста, раввин Голляндский, начальник железнодорожной станции Сарапул, начальник почтово-телеграфной конторы, директор реального училища, начальница женской гимназии, начальник учительской семинарии, председатели родительских комитетов, председательница сарапульского кружка и другие. А также корреспонденты местных газет «Кама» и «Прикамская жизнь».
Замещающий место городского головы П. Л. Смагин ознакомил собравшихся с текстом телеграммы и обратился к гласным думы с вопросом, признают ли они новую власть и будут ли оказывать ей содействие. Согласных он попросил встать. Все депутаты как один поднялись на ноги под гром аплодисментов.
Такой же вопрос Смагин задал другим собравшимся, и те тоже признавали новую власть под бурные аплодисменты. Особенно шумными аплодисментами была встречена, как пишет «Кама», «доблестная русская армия» в лице генерала Самарянова.
После этого присутствующие составили телеграмму на имя председателя Государственной думы Родзянко:
Была также зачитана телеграмма о заключении старого правительства в полном составе в Петропавловскую крепость. Это известие, равно как и каждая оглашаемая фамилия вновь назначенного министра, сопровождалось аплодисментами.
На следующее экстренное заседание 3 марта оставили вопрос об организации в Сарапуле особого комитета.